Топливный фильтр тонкой очистки обеспечивает, живучесть технике

 Топливный фильтр тонкой очистки – залог живучести индустриальной техники

Двигатели современных грузовиков и спецтехники оснащаются чувствительными топливными системами. Многие из них чрезвычайно дорогие. Как говорится: чем свежее, тем страшнее. Чтобы не погубить аппаратуру (насосы, форсунки, датчики) конструкторы предусмотрительно врезают в трубопровод топливный фильтр тонкой очистки. Благодаря ему, в плунжеры, распылители и цилиндры не попадает: вода, крупицы грязи, частицы парафина и прочее.

индустриальная техника

           Рисунок 1 Индустриальная техника.

Однако, фильтруют фильтры по-разному. Качество пропускной способности зависит от структуры материала. Например, сейчас в изготовлении используют целлюлозу и ткани из полиамидного волокна. Продукция из синтетических материалов дороже. Но и ходят такие топливные фильтры дольше, что подтверждают владельцы техники, специалисты СТО и центров дилерского обслуживания: КамАЗ, МАЗ, Scania, IVECO, ISUZU, Volvo, John Deere, GSB, Terex, Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Mitsubishi, Hidromek, Tarsus, Hyundai, FAW, Dongfeng и других.

Как устроен фильтр тонкой очистки: бумага или синтетика?

Буквально все фильтры тонкой очистки топлива (далее ФТОТ) имеют схожую конструкцию. Как правило, это жёсткий корпус из металла или пластика, внутри которого размещён фильтрующий элемент (картридж). Последний, в зависимости от модели изделия, включает в себя 2-х или 3-ступенчатую систему защиты. Здесь прохождение топлива осуществляется, сначала, через крупнопористые, а затем мелкопористые слои, где происходит:

1. Грубая очистка: задерживаются частицы размером 30-50-60 мкм.
2. Тонкая очистка: задерживаются частицы размером 10-15-30 мкм.

И это при том, что непосредственно в баке (в заборнике) размещён сетчатый фильтрующий элемент из латуни, который способен отсечь крупицы грязи, размером до 100 мкм (0,1мм). А ещё, почти в каждой системе стоит фильтр грубой очистки топлива, задерживающий частицы размером до 60 мкм.

Микрон – это тысячная часть миллиметра. 1 мкм (микрон) – 0,001 мм. Для справки: диаметр человеческого волоса 40-90 мкм.

Картридж ФТОТ может быть изготовлен из целлюлозы или полиамидной ткани. Бумага имеет достаточно неоднородную пористость, через которую проходят частицы различного размера. Это значит, что в некоторых местах для частиц есть лазейки. Поэтому многие производители заменяют бумагу на более однородную синтетику. Это повышает качество очистки бензинового или дизельного топлива, а заодно увеличивает срок службы самого фильтрующего элемента.

плотность целлюлозы и синтетического волокна

           Рисунок 2 Плотность целлюлозы и синтетического волокна.

Виды топливных фильтров

В предыдущем разделе говорится о том, что все ФТОТ имеют схожую конструкцию. Но при этом топливные фильтры тонкой очистки разделяются на 2 вида:

1. Неразборные
2. Разборные.

Первые выпускаются в завальцованном корпусе и, в сущности, являются одноразовыми. Вторые можно разбирать для чистки и замены картриджа, например, топливный фильтр КамАZ 5360 (ЕВРО-3 / ЕВРО-4), состоит из сдвоенного корпуса с двумя элементами (оригинальные номера: корпуса 740.21-11...10, патрона 740.11...40-01).

Цена картриджей ниже, чем неразборных фильтров. Это выгодно для коммерческой техники, потому что позволяет снизить издержки для их замены. Представьте парк из нескольких сотен грузовиков и автобусов. Правда многоразовые ФТОТ могут давать течи, через резиновые или медные уплотнения. Это их главный минус.

топливный картридж и неразборный фильтр

              Рисунок 3 Топливный картридж и неразборный фильтр.

На каких топливных системах устанавливается ФТОТ

Фильтр тонкой очистки в обязательном порядке устанавливается на бензиновые и дизельные топливные системы. Как правило, инженеры размещают его непосредственно перед инжектором или топливным насосом высокого давления (ТНВД), на расстоянии 0,5 – 1,5 м.

Почему так важно следить за чистотой топлива

Бензин и солярка являются главными источниками энергии для индустриальной техники. Эти машины широко используется для:

• строительства;
• логистики товаров и пассажиров;
• добычи полезных ископаемых и других видов деятельности.

Почти каждая единица спецтехники или транспорта работает в жёстком графике. Её простой на ремонте приносит убытки владельцу или заказчику. По статистике, примерно 30% ремонтных работ приходится на восстановление подачи топлива. Главные причины, вызывающие неисправности: грязь, вода, парафин и прочие эмульсии, – образовавшиеся в бензине или солярке.

В первую очередь страдает чувствительная аппаратура впрыска. А вместе с этим, ущерб наносится поршневой группе и системе выхлопа (на машинах с каталитическим нейтрализатором). Стоимость ремонта исчисляется десятками тыс. рублей. Например, восстановление ТНВД Caterpillar, для двигателей С7 и С9, обойдётся около 80 тыс. руб, а ТНВД от КамаZ 5360 – примерно в 40 тыс. руб.

ремонт ТНВД

           Рисунок 4 Ремонт ТНВД

Конечно же, вода и грязь не единственные враги топливной аппаратуры. Она может пострадать и от таких факторов, как:

Вязкость. Слишком жидкое Д/Т обладает плохими смазывающими свойствами, что влечёт ускоренный износ насоса и форсунок. А густая структура солярки вызывает неравномерное горение, что обеспечивает образование нагаров и порчу ЦПГ.
Показатель серы. Российская солярка считается сернистой. Примерно 80% отечественных производителей выпускают Д/Т с содержанием серы не менее 0,2%. Элемент вступает в реакцию окисления с металлическими деталями ТНВД, что стремительнее сокращает их срок службы.

Поэтому многие собственники используют смазывающие добавки для топливных насосов высокого давления.

Однако, некачественные продукты в присадках плохо растворяются в Д/Т и засоряют топливный фильтр тонкой очистки. Как следствие, образование недостатка смазки плунжеров дизтопливом становится губительным для ТНВД. Появляется металлическая стружка, постепенно забивающая всю систему. Её очистка занимает 2-3 дня, а стоимость услуги ощутимо бьёт по карману собственника.

Самые популярные бренды топливных фильтров для спецтехники

Более чем 15-летний опыт работы нашей компании на рынке запасных деталей и расходных материалов для спецтехники, позволил нам составить рейтинг топливных фильтров тонкой очистки по популярности у заказчиков. Предлагаем вам ознакомиться с 10-ю фаворитами закупок:
1. ЯМЗ (РФ).
2. ДЗАФ (РФ).
3. UFI (Италия).
4. Donaldson (США).
5. FLEETGUARD (США / ЕС).
6. Luber-Finer (США).
7. Shaanxi (КНР).
8. Weichai Power (КНР).
9. PILENGA (Италия).
10. Jcb Landpower (Британия).

До 2014-2016 гг., в топ-лист уверенно входил M..-F..., но сейчас у владельцев спецтехники много претензий к немецкому бренду. Скорее всего это связано с масштабным производством контрафактных деталей под известной маркой.

А ещё хотелось бы сказать о фильтрах Сакура, которые часто встречаются в первичной комплектации японских тракторов: Исеки, Митцубиши, Кубота, Хиномото, Янмар, – и которые сложно найти в свободной продаже. Под заказ они стоят в 4-5 раз дороже аналогов, судя по отзывам фермеров. Поэтому Сакуру многие заменяют аналогами: отчасти вынужденно, отчасти в целях экономии.

Периодичность замены топливных фильтров

Индустриальная техника рассчитана на определённый ресурс работы, который исчисляется в километрах и моточасах. Чтобы трактор, погрузчик, грузовик или иной вид машины соответствовал заявленным изготовителем характеристикам, собственники ТС должны периодически их обслуживать, согласно регламенту ТО.

Таблица 1. Периодичность замены топливного фильтра тонкой очистки на популярных марках спецтехники (тракторы, погрузчики).

Марка  Модель  Замена через м/ч. 
 JSB (Британия)                                        3CX                   500 (или 1 раз в 6 месяцев)
 Volvo (Швеция)  BL70  600 (или 1 раз в 6 месяцев)
 Hitachi (Япония)  LX 300  500, 800, 1200, 1500, 2000
 John Deere (США)  8R/8RT  500 
 Terex (США)  820 / 860  500 
 МТЗ (Беларусь)  80 / 82  500 
 Sany   SY65W  250 

                                          *М/Ч – моточасы.

В таблице указан рекомендуемый регламент производителей. Однако, специалисты дилерских и сервисных центров рекомендуют менять топливные фильтры в 2 раза чаще, учитывая низкое качество российской солярки.

cервисное обслуживание JSB

           Рисунок 5 Сервисное обслуживание JSB 

Вопросы владельцев и ответы специалиста сервисной СТО спецтехники

Ниже мы опубликовали несколько вопросов по топливным фильтрам тонкой очистки, с которыми сталкиваются владельцы, а также ответы на них специалиста сервисного центра по обслуживанию индустриальной техники.

1.
Задумался о замене топливного фильтра, с момента прошлой замены техника отработала почти 500 м/ч. Но, оригинальный топливный фильтр Сакура F-8801 очень редкий и предлагается только под заказ, с ожиданием до 30 дней. Можно ли поставить аналог, и какой?
Да, вы можете поставить аналог, например, BALDWIN PF7545 (США). Они всегда есть в наличии у продавцов, а его качество удовлетворит запросы даже самых требовательных владельцев.

2.
Мой КАМАZ пробегает после ТО около 7 тыс. км и начинает дёргаться. Скорее всего подзабиваются топливные фильтры. Может менять их чаще, а не выкатывать 10 тыс. км до следующего ТО?
Забившиеся фильтры тонкой очистки на таких малых пробегах говорят о низком качестве топлива. Если вы покупаете Д/Т с рук, например, у машинистов тепловозов, то это всё объясняет. Тогда меняйте картриджи через каждые 5 тыс. км, это продлит срок службы аппаратуры и мотора вашего КамАZа.

3. Ситуация: заправил погрузчик на заправке и двигатель начал детонировать. Что делать в такой ситуации: менять фильтры или сливать топливо?
Если проблемы начались после заправки на АЗС, то скорее всего вам продали некачественное дизтопливо. Продолжать эксплуатацию опасно. В таком случае необходимо потребовать от работника АЗС взять пробу из топливной ёмкости при свидетелях, и отправить её на анализ. Вместе с этим, потребуется отогнать погрузчик в сервисный центр для ремонта топливной аппаратуры и замены фильтров. Затем, вам следует написать претензию к АЗС, подкрепив заявление документами из СТО и результатами исследования топлива, и потребовать возместить расходы, как материальные, так и моральные. Если вам откажут, тогда спор будет рассматривать суд.

ремонт индустриальной техники

           Рисунок 6 Ремонт индустриальной техники.

Заключение

Фильтр тонкой очистки – это важный элемент топливной системы. Благодаря ему аппаратура служит без сбоя, обеспечивая сбалансированную работу двигателя. Специалисты сервисных и дилерских центров рекомендуют менять ФТОТ чаще, чем предписано регламентом, из-за низкого качества российского дизтоплива и бензина. Это существенно продлит ресурс мотора.

Есть какие-либо вопросы? Просто позвоните нам по указанному на сайте номеру телефона или напишите на почту bsmservis07@gmail.com— мы обязательно предоставим необходимую информацию!

https://bsm-servis.ru/filtr-toplivnyij/